Услуги
+375 (29) 6-888-033
Запчасти
+375 (29) 3-186-186

Основные элементы

Автомобильный кондиционер работает по тому же принципу, что и обычный домашний кондиционер холодильник, отличие составляет лишь большая компактность всех узлов и то, что источником энергии выступает двигатель внутреннего сгорания (на электромобилях — электродвигатель).

Система состоит из следующих компонентов:

  • Компрессор — агрегат, заставляющий хладагент циркулировать в системе, причем привод осуществляется ремнем.
  • Хладагент — газ фреон R12 или R134a (с 1993 года используется только R-134a). Необходимо отметить, что «новый» и «старый» хладагенты несовместимы, так как несовместимы компрессорные масла, заправляемые вместе с ними.
  • Конденсатор (конденсор) — или по-народному «радиатор кондиционера» — расположенный перед основным радиатором.

Структура системы кондеционирования:

  • Испаритель — теплосборник, в котором хладагент испаряется и поглощает тепло. Находится в корпусе отопителя.
  • Ресивер-осушитель — резервуар для выравнивания давления, осушения и очистки хладагента.
  • Трубки, клапаны, датчики, блок управления, сервисные клапана и прочее.

Принцип работы:
Привод компрессора осуществляется от двигателя ремнем, поэтому работа кондиционера возможна только при работающем двигателе автомобиля. Принцип работы (упрощенно) можно свести к следующему: компрессором постоянно обеспечивается сжатие и циркуляция хладагента. При сжатии газообразный хладагент переходит в жидкое состояние, конденсируясь в теплообменнике-конденсаторе с выделением тепла. Далее, при обратном переходе в газообразное состояние (испарение), в теплообменнике-испарителе происходит поглощение тепла. Цикл повторяется.


  1.  Компрессор — основной и самый сложный агрегат системы. Его задача — сжать газообразный хладагент низкой температуры и низкого давления, преобразовав его в газ высокой температуры и давления. В кондиционерах применяются следующие типы компрессоров: аксиально-поршневые, роторно-лопастные; поршневые рядные и V-образные. Смазка компрессора производится специальным компрессорным маслом, циркулирующим по всей системе вместе с хладагентом. В системах, работающих с фреоном R12, применяются минеральные масла, с R134а — полиалкиленово-гликолевое (PAG). При смешивании этих масел образуется мутная густая масса, приводящая к выходу из строя системы кондиционирования, и компрессора. При дозаправке кондиционера хладагентом или доливе масла используются только те компоненты, которые предназначены для данной системы. Как правило, в моторном отсеке автомобиля есть наклейки, указывающие тип хладагента, его количество и соответствующий ему тип и количество масла (наклейки для R134а зеленого цвета, для R12 — желтого).
    Если повредится уплотнитель вала (сальник), то будет происходить утечка хладоганта вместе с компрессорным маслом.
  2.  Конденсатор — в обиходе — радиатор кондиционера, как правило, алюминиевый. В нем происходит конденсация (переход в жидкое состояние) нагнетаемого компрессором хладагента с выделением тепла в атмосферу. Конденсатор имеет дополнительные электровентиляторы и для лучшего обдува устанавливается перед радиатором системы охлаждения.
  3.  Фильтр-осушитель
  4.  Расширительный клапан (РК) (может иметь название «терморегулирующий вентиль» — ТРВ) или расширительная трубка (РТ). Регулирует количество хладагента, поступающего в испаритель. Является устройством, обеспечивающим изменение производительности системы в зависимости от условий и режима работы. Устанавливается на испарителе, реже — в моторном отсеке, на входной трубке испарителя. Расширительная трубка (РТ) представляет из себя тот же расширительный клапан, но другой конструкции, и выполняет те же функции, но расположена на входе в испаритель. В зависимости от конструкции системы кондиционирования перед испарителем устанавливается PК или РТ.
  5.  Испаритель — теплообменник, также, как правило, алюминиевый. Переход хладагента из жидкого состояния в газообразное (испарение) происходит в нем с поглощением тепла. Испаритель расположен в салоне автомобиля вместе с радиатором отопителя на пути входящего воздушного потока, что обеспечивает снижение его температуры. 
    Загрязнение испарителя (пылью, тополиным пухом, листьями, насекомыми и т.д.) приводит к снижению эффективности охлаждения, возрастанию нагрузки на компрессор и конденсатор, а следовательно к возрастанию нагрузки на двигатель авто и перерасходу топлива.
  6.  Вентилятор

7. Система кондиционирования снабжена предохранительными устройствами:

  • Датчик низкого давления отключает компрессор при давлении в системе ниже 2 кг/см2 и включает при 2,3 кг/см2 . Это необходимо для предотвращения заклинивания компрессора, так как при снижении давления во время аварийного сброса хладагента или его утечке нарушается циркуляция масла.
  • Датчик высокого давления отключает компрессор при давлении хладагента в системе 30–34 кг/см2 и включает при 26 кг/см2. Повышенное давление может возникнуть из-за неисправности РК, засорения РТ, нарушения теплообмена в конденсаторе при снижении интенсивности проходящего через него воздушного потока.
  • Датчик включения дополнительных электровентиляторов обдува конденсатора включает их при повышении давления в системе до 19–22 кг/см2 и выключает при 14–16 кг/см2.
  • Датчик температуры компрессора устанавливается на его корпусе, на стороне нагнетания, отключает электромагнитную муфту при температуре 90–1000 С°.
  • Комбинированные датчики могут совмещать несколько функций, их устанавливают вместо перечисленных датчиков.
  • Датчик температуры наружного воздуха расположен в передней части автомобиля.
  • Датчик температуры воздуха, выходящего непосредственно из климатической установки, расположен в корпусе испарителя или в воздуховодах.
  • Датчик температуры внутреннего воздуха расположен, как правило, в центральной части приборной панели.
  • Датчик солнечной радиации находится в салоне автомобиля в районе ветрового стекла, над приборной панелью.

8. Обратная линия к компрессору

Источник